?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Архитектура Киевского метрополитена (1960) - AMY
81412
81412
Архитектура Киевского метрополитена (1960)
Архитектура Киевского метрополитена

Г. Головко, архитектор

Сооружение в Киеве метро — одно из проявлений неустанной заботы Коммунистической партии и Правительства СССР о благе советских людей, об улучшении условий их жизни и труда.

Станции Киевского метро создавались по проектам, отобранным на конкурсе 1958 г., в котором принимали участие многие архитекторы Украины и Москвы. Из 82 проектов было принято шесть, наиболее отвечающих условиям конкурса. Они и послужили основой для дальнейшей работы над архитектурой метрополитена.



С огромным творческим подъемом работали авторы проектов, воплощая в жизнь свои замыслы. Необходимо было добиться наилучшего решения архитектурно-художественных и инженерных задач, которое помогло бы создать реалистический образ станций метро.

Не секрет, что на бумаге произведения архитектуры выглядят подчас убедительней и интересней, чем в натуре. Иной раз у архитекторов, как и у композиторов, бывает, что хорошо задуманная симфония плохо звучит. Но если симфонию можно исправить, то произведение архитектуры остается на века, ибо оно создается огромной затратой материальных и технических средств. Все это накладывало большую ответственность на авторов проектов, впервые занимавшихся проектированием и строительством Киевского метрополитена.

Некоторые высказывали мнение, что назначение станций как места кратковременного пребывания множества людей противоречит широкому использованию прикладного искусства. Раздавались даже голоса, чтобы вовсе исключить его из оформления станций. Сторонники этого направления хотели сделать станции метро маловыразительными, лишенными идейного содержания, национального колорита, упрощенными.

Однако киевские архитекторы, художники, скульпторы и строители, используя опыт создателей московского и ленинградского метро, пришли к убеждению, что монументальное и прикладное искусство должно оставаться на вооружении архитектуры. Это не противоречит ни традициям, ни современному пониманию нашего зодчества, если, конечно, не превращается в самоцель. Творческие поиски авторов были направлены на создание архитектуры большого синтеза, на придание каждой станции особого, ей одной свойственного художественного образа. При этом архитекторы стремились применять такие формы и соответствующие им облицовочные материалы и декоративные элементы, которые бы наиболее ярко и полно выражали идею каждой станции. Как средство повышения эмоционального воздействия были предложены различные виды монументального изобразительного искусства: большие панно, майоликовые ковры, барельефные и скульптурные портреты.
В решении этих сложных вопросов авторам во многом помогли творческие дискуссии и обсуждения проектов станций метро. Особенно ценной для них была помощь членов Президиума ЦК КП Украины и Правительства республики, неоднократно рассматривавших проекты и макеты станций, часто бывавших на строительных площадках.

Станции метро «Крещатик», «Университет» и «Вокзальная» по своей высоте и протяженности, ширине проходов между пилонами и поперечному профилю среднего зала одинаковы. Поэтому перед авторами стояли общие условия их архитектурного решения. Станция «Арсенальная» значительно короче других. Эта ее особенность потребовала несколько иного подхода к оформлению зала. Наземные вестибюли всех станций, за исключением станции «Днепр», имеют круглый, перекрытый куполом, зал.

На более глубоких станциях, таких как «Университет» и «Арсенальная», наземные и подземные пространства соединяются эскалаторными тоннелями и промежуточными вестибюлями.

Наземный вестибюль станции «Вокзальная» — это часть пригородного железнодорожного вокзала. Фасад здания (авторы архитекторы A. Добровольский, И. Масленков) облицован инкерманским камнем, порталы и цоколь гранитом, для отделки применена лепка, удачно использован цвет. За колоннадой расположены входы в станцию метрополитена и на пригородный вокзал. На торце прямоугольного помещения кассового зала, вытянутого в направлении движения пассажиров, хорошо вкомпонована схема трасс Киевского метро. Эскалаторный зал перекрыт куполом с декоративными нервюрами, стены облицованы мрамором «садахло». Закарнизное освещение зеркальными лампами, вентиляционные решетки и решетки репродукторов из анодированного алюминия — все это создает впечатление художественной завершенности в оформлении зала наземного вестибюля.

Станция «Вокзальная». Общий вид наземного вестибюля со стороны Привокзальной площади
Станция «Вокзальная». Общий вид наземного вестибюля со стороны Привокзальной площади

Станция «Вокзальная», построенная по проекту архитекторов В. Ежова, Е. Катонина, B. Скугарева, И. Шамсединова и художника А. Мызина, должна отобразить основные вехи в истории Украины от образования Киевской Руси до наших дней. Этому подчинена внутренняя архитектура подземного зала и его художественное оформление.

Основная идея выражена в декоративных щитах, установленных на восьми пилонах центрального зала, выполненных из анодированного алюминия. Каждый из них раскрывает яркие страницы героической истории украинского народа: создание Киевского государства, воссоединение Украины с Россией, революционную деятельность поэта-демократа Т. Г. Шевченко, победу Великого Октября, расцвет Советской Украины. В братском единении с великим русским народом обрел свою государственную самостоятельность украинский народ. И символом этой величайшей победы служит государственный герб УССР, сияющий на торцовой стене зала.

Станция «Вокзальная». Подземный вестибюль
Станция «Вокзальная». Подземный вестибюль

Гладкий оштукатуренный свод подземного зала покоится на невысоких, суживающихся книзу пилонах. Их грани, срезанные внизу, вверху образуют откосы распалубок и напоминают об архитектуре сводчатых залов древнего Киева. Зал освещается люминесцентными лампами, вмонтированными в вертикальные люстры в форме «гребешка», которые создают единство композиционного построения и согласованность в художественной трактовке зала.

Станция «Университет» построена по проекту архитекторов Т. Елигулашвили, С. Иванова, А. Семенюка, М. Сыркина, О. Лозинской и автора настоящей статьи. Она расположена в Ботаническом саду, по оси Пироговской улицы, вблизи Государственного университета имени Т. Г. Шевченко, Академии наук УССР, педагогического института им. А. М. Горького и инженерно-строительного института. Такое размещение станции предопределило ее идейное содержание и архитектурное решение, в основу которого положено отображение расцвета отечественной науки и культуры, неразрывная связь культур двух братских народов — украинского и русского. Для воплощения своего замысла авторы применили сочетание архитектуры со скульптурой и прикладным искусством.

Фасад станции «Университет» со стороны бульвара им. Шевченко
Фасад станции «Университет» со стороны бульвара им. Шевченко

Наземный вестибюль станции «Университет» размещен на месте входа в Ботанический сад. Поэтому перед авторами стояла задача решить также входы в сад, связав их в единую композицию с павильоном, который должен по своим архитектурным формам и объемно-пространственному решению отвечать парковой архитектуре и сливаться с окружающей природой.

Фрагмент фасада наземного вестибюля станции «Университет» со стороны Ботанического сада
Фрагмент фасада наземного вестибюля станции «Университет» со стороны Ботанического сада

Ввиду крутого рельефа местности, конструкции круглого тоннеля наклонного хода бы ли срезаны на уровне пола вестибюля наземного павильона. На образовавшемся полукруге сооружена остекленная полуротонда, через которую хорошо просматривается Ботанический сад. На той части наклонного хода эскалатора, которая на половину своего диаметра вышла из поверхности земли, созданы две террасы с боковыми полукруглыми гранитными лестницами. Они могут быть использованы для отдыха и торговли.

Впервые наземный павильон метро перекрыт сборным железобетонным куполом диаметром 18 м. Купол выполнен из крупных элементов (панелей) и прекрасно решен в конструктивном отношении. Легкие трехгранные тяги, расположенные внутри купола между 36 однотипными панелями, подчеркивают сборность конструкции и одновременно выполняют художественную задачу в восприятии всего внутреннего пространства.

Войдя в круглый зал наземного вестибюля станции «Университет», пассажиры по эскалатору спустятся вниз. Промежуточный вестибюль, решенный в строгих формах, как бы подготавливает посетителя перед тем, как тот войдет в подземный зал станции, образуемый двумя рядами пилонов, одетых в розовый закарпатский мрамор.

Станция «Университет». Подземный вестибюль
Станция «Университет». Подземный вестибюль

В нишах каждого пилона, четко выделяясь на розовом фойе мрамора, установлены светлые (из оргстекла) бюсты великих русских и украинских ученых и писателей: Шевченко, Пушкина, Франко, Сковороды, Ломоносова, Менделеева, Горького и Богомольца, символизирующие единство науки и культуры братских народов. Создатели бюстов — украинские скульпторы А. Белостоцкий, В. Зноба, А. Ковалев, Э. Кунцевич, М. Лысенко, П. Остапенко, О. Супрун, А. Шапран. В торце зала установлена скульптура основателя Советского государства, корифея науки и культуры В. И. Ленина (скульптор М. Декерменджи).

В художественном оформлении зала широко использованы мотивы украинского народного орнамента: в рисунке гранитного пола и белоснежного фриза, мягко опоясывающего пилоны, в узоре вентиляционных решеток и в других декоративных деталях. В отличие от других станций путевые стены здесь облицованы светло-розовой плиткой, созвучной с цветом мрамора центрального зала. Для лучшего выявления розового цвета введен дополнительный белый тон пластических элементов (фриз, карниз), выполненных из оргстекла. Прекрасный украинский мрамор закарпатского месторождения и такой прогрессивный материал, как оргстекло, впервые широко применяются в строительстве.

Наземный вестибюль станции «Крещатик» (авторы архитекторы А. Добровольский, В. Елизаров, И. Масленков) размещается в новом здании ресторана, расположенном на центральной улице Киева. Архитектурное решение вестибюля было обусловлено особым строением его верхней части.

Станция «Крещатик». Общий вид с ул. Свердлова
Станция «Крещатик». Общий вид с ул. Свердлова

Яркие, облицованные глазурованной плиткой, стены завершает ослепительно белый купол, и лишь строгий рисунок орнамента выделяется на прозрачном коробе карниза, прикрывающего мощные источники дневного света. Из наземного вестибюля пассажиры спустятся эскалатором в подземные залы станции.

Эскалаторный зал станции «Крещатик»
Эскалаторный зал станции «Крещатик»

В архитектуре станции «Крещатик» (авторы проекта архитекторы Г. Гранаткин, А. Добровольский, В. Елизаров, Н. Коломиец, С. Крушинский, Ю. Кисличенко, И. Масленков при участии архитектора Ф. Зарембы) использованы такие прекрасные материалы, как керамика и майолика, широко применявшиеся при застройке Крещатика. Эти материалы дали возможность авторам смело использовать украинские национальные мотивы в отделке зала станции и верхнего вестибюля.

Станция «Крещатик». Подземный вестибюль
Станция «Крещатик». Подземный вестибюль

Широкие пилоны, образующие средний зал подземного вестибюля, облицованы светлым уральским мрамором. Уступы по краям пилонов придают проходам между ними вид портала. Средняя часть пилонов украшена майоликой с украинским национальным ковровым орнаментом. Над ней хорошо компонуются решетки строгого рисунка. На торцовой стене среднего зала установлен золотой герб УССР. Струящийся из-за карниза сеет мягко отражается в полированной поверхности перемежающихся в шахматном порядке светлых и темных плит гранитного пола, окаймленного у стен черным бордюром.

Наземный вестибюль станции «Арсенальная» (авторы проекта архитекторы Г. Гранаткин, С. Крушинский, Н. Щукина) расположен на площади Арсенальцев.

Станция «Арсенальная». Общий вид
Станция «Арсенальная». Общий вид

Тематическое оформление станции посвящено историческим событиям 1917 г., рабочим-арсенальцам, возглавившим борьбу киевского пролетариата против буржуазно-националистической Центральной Рады. Их героический подвиг отражен в архитектурном решении наземного вестибюля и в оформлении подземной станции. Идейно-художественным ее содержанием является тема патриотизма, любви к Родине, героической борьбе народа за власть Советов, за создание первого в мире государства рабочих и крестьян. Особенно яркое воплощение эта тема нашла в барельефе из оргстекла на торцовой стене зала, повествующем о восстании арсенальцев (авторы — скульпторы И. Макогон и А. Нименко).

Подземный вестибюль станции «Арсенальная»
Подземный вестибюль станции «Арсенальная»

Средний зал отделан светлым мрамором. Сочетание двух светлых тонов — желтоватого мрамора облицовки стен и розового гранита плит пола — создают мягкий колорит. Этому способствует и полупрозрачная пластмассовая решетка, прикрывающая источники света, расположенные на потолке.

Станция «Днепр» находится на правом берегу Днепра, на поверхности земли. Авторы проекта архитектор-художник С. Павловский, архитекторы Г. Гранаткин, А. Игнащенко, П. Красницкий и С. Крушинский учли эту особенность и создали станцию, по-своему оригинальную. Платформа ее находится на эстакаде, продолжением которой будет служить мост через Днепр. По мосту в дальнейшем поезда метро пойдут в Дарницу. Это особенность и предопределила функциональное, конструктивное и архитектурное решение станции. Часть пространства под эстакадой использована для вестибюля. По всей длине эстакады устроены платформы, часть которых покрыта железобетонной ребристой цилиндрической оболочкой пролетом 16 м, имеющей по краям разгрузочные консоли выносом 6 м. Платформы соединены с вестибюлем двумя лестницами. Живописные склоны Днепра, водное пространство и широкие горизонты речных далей включены в решение интерьеров станции путем широкого применения стекла.

Станция «Днепр». Общий вид со стороны набережной
Станция «Днепр». Общий вид со стороны набережной

Вход на мост архитектурно акцентирован постановкой пилонов, увенчанных скульптурными фигурами. Один из пилонов завершен пятиметровой фигурой рабочего, олицетворяющего достижения нашего народа в труде, науке и технике, в освоении космоса (скульпторы Э. Кунцевич, Б. Карловский). Второй пилон венчает женская фигура, символизирующая борьбу советского человека за мир (скульпторы И. Горовой, Ф. Коцюбинский, К. Кузнецов). Пилоны служат также конструктивным элементом вспомогательных лестниц для разгрузки платформы в период большого наплыва пассажиров. Архитекторами А. Игнащенко и С. Павловским в содружестве со скульпторами И. Горовым, Ф. Коцюбинским и К. Кузнецовым решена композиция «Яхтсмены», организующая подход к вестибюлю станции с западной стороны. Выполненная из оргстекла она дополняет архитектурно-художественный образ станции, тематически связывая его с просторами Днепра.

Сейчас, когда метрополитен принял первые тысячи пассажиров, труд строителей, архитекторов, скульпторов художников отдан на суд общественности. Необходимо отметить тесное содружество специалистов различных профессий, что, безусловно, помогло авторам проектов воплотить в жизнь их творческие замыслы. Киевский метрополитен явится достойным памятником нашей эпохи, отражающим созидательный труд советского народа, и будет напоминать грядущим поколениям о времени полном творческих дерзаний и больших свершений.

——————
Головко Г. В. Архитектура Киевского метрополитена // Строительство и архитектура. — 1960. — № 11. — С. 15–16, ил.

Tags:

Leave a comment