?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Киевский метрополитен: архитектура станций и вестибюлей (1960) - AMY
81412
81412
Киевский метрополитен: архитектура станций и вестибюлей (1960)
Оригинал взят у estrella_de_sur в Киевский метрополитен: архитектура станций и вестибюлей (1960)


Архитектура станций и вестибюлей Киевского метрополитена

И. Л. Масленков, архитектор.

Метрополитен в Киеве так же как и метрополитены Москвы и Ленинграда представляет собой значительное инженерно-архитектурное сооружение, решённое в едином ансамбле, объединённом единым принципом сочетания красоты и удобства для пассажиров. Наряду с этим каждая станция и наземный вестибюль имеют своё индивидуальное решение, подсказанное местом нахождения, или историческим событием, предопределившим также и названия станций. На первом участке первой очереди Киевского метрополитена сооружено пять станций с пятью наземными и двумя промежуточными вестибюлями. Четыре станции глубокого заложения: «Вокзальная», «Университет», «Крещатик» и «Арсенальная». Пятая станция «Днепр» существенно отличается от остальных, так как является наземным сооружением, размещённым на платформе и служащим началом метромоста. Мост соединит правобережный город с большим промышленным районом Дарницей, где проектом предусматривается дальнейшее сооружение наземной линии метрополитена.

При разработке проектов станций и вестибюлей авторские коллективы решали поставленные перед ними задачи с учетом всех функциональных требований, создавая наибольшие удобства для пассажиров и обслуживающего персонала. Характерной чертой архитектурно-художественного решения Киевского метрополитена является то, что в значительной мере в отделке использованы местные материалы, граниты и мраморы различных оттенков, которыми так богата Украина, изделия из пластмассы, оргстекла, анодированного алюминия и особенно характерной для Украины майолики.

Первый участок первой очереди Киевского метрополитена начинается станцией «Вокзальная» (авторы — архитекторы В. И. Ежов, Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, И. Г. Шемсединов, художник А. В. Мызин). На восьми пилонах станции, облицованных мрамором «коэлга», размещены декоративные щиты, выполненные из анодированного алюминия. Тема изображений на щитах — исторические события со времен Киевской Руси до наших дней. В торце станции установлена декоративная решетка в виде ворот из анодированного алюминия с гербом УССР. Полы станции гранитные. Станция освещается люминесцентными люстрами, выполненными по эскизам авторов. На пилонах в путевых тоннелях установлены декоративные вентиляционные решетки из анодированного алюминия.



Вестибюль станции «Вокзальная» (авторы — архитекторы А. В. Добровольский, И. Л. Масленков), совмещённый с пригородным вокзалом Киева, сооружен в непосредственной близости к главному вокзалу. Вход в вестибюль решен в виде колоннады. Фасад облицован инкерманским камнем, порталы и цоколь — гранитные. В отделке здания широко применен цвет, а также лепнина (капители, венчающий карниз и т.п.), необходимая для увязки с другими частями вокзала. Интерьер вестибюля решен в более простых формах с применением мрамора «садахло», полированного дуба, анодированного алюминия и других отделочных материалов. В торце кассового зала размещена карта-схема Киевского метрополитена, выполненная из резного гипса и анодированного алюминия художником А. В. Мызиным.

Станция «Университет» посвящена теме отечественной науки и культуры (авторы — архитектор Г. В. Головко, Е. Л. Иванов, М. М. Сыркин, Т. Д. Елигулашвили, Л. Л. Семенюк, О. С. Лозинская). В нишах пилонов центрального зала, облицованных розовым мрамором месторождения «Новоселица» Закарпатской области УССР, размещены бюсты выдающихся деятелей науки и культуры. В торце станции установлена скульптура основателя Коммунистической партии и нашего государства В. И. Ленина (автор — скульптор М. Д. Декерменджи).



Вестибюль станции (авторы проекта — Г. В. Головко, М. М. Сыркин, Е. Л. Иванов) размещен в одном из самых живописных мест Киева на бульваре им. Шевченко по оси улицы Пироговской с выходом на бульвар. Здание решено в виде большого светлого павильона, облицованного инкерманским камнем, перекрытого куполом. В отличие от других наземных вестибюлей, кассовый и эскалаторный залы совмещены. Стены вестибюля облицованы на всю высоту мрамором «коэлга», освещение закарнизное.

Станция «Крещатик» (авторы — архитектор А. В. Добровольский, И. Л. Масленков, Н. С. Коломиец, В. Д. Елизаров, Ю. В. Кисличенко, Г. И. Гранаткин, С. О. Крушинский, при участии Ф. М. Зарембы и Н. М. Щукиной) решена в простых, строгих формах, в отделке её широко использованы украинские национальные мотивы, отражённые в майоликовых коврах, установленных на пилонах. На торцовой стене станции, облицованной мрамором, установлен герб УССР. Освещение станции закарнизное, осуществляется люминесцентными лампами.



Наземный вестибюль станции «Крещатик», расположенный на центральной магистрали города по улице Крещатик и совмещённый со зданием ресторана «Метро» и узлом связи метрополитена (авторы — архитекторы А. В. Добровольский, И. Л. Масленков, В. Д. Елизаров), решён в общей увязке с подземной станцией. Стены эскалаторного и кассового залов облицованы керамическими плитками в сочетании с мрамором и анодированным алюминием. Закарнизное освещение подчеркивает красоту майолики, применённой в отделке интерьера. Высокий белый купол создает впечатление пространства, гармонически дополняя общее решение.

Станция и вестибюль «Арсенальная» (авторы — архитекторы Г. И. Гранаткин, С. О. Крушинский, при участии архитектора Н. М. Щукиной) посвящены теме исторического прошлого завода «Арсенал», рабочие которого первыми подняли вооруженное восстание за власть Советов на Украине. Станция облицована белым мрамором «коэлга» с вставками из розового мрамора «Новоселица». Сочетание вентиляционных решеток из анодированного алюминия «под золото» с розовым мрамором создает богатую гамму и подчеркивает парадность и строгость сооружения. Архитектурно-художественное решение станции дополняется барельефом из органического стекла, установленным на торцовой стене центрального зала (авторы — скульпторы Макогон и Нименко).



Наземный вестибюль станции «Арсенальная» (тех же авторов) облицован инкерманским камнем, органически вписывается в окружающую застройку, создает впечатление монументальности и значимости сооружения.

Станция «Днепр» (авторы — архитекторы П. Ф. Красицкий, Г. И. Гранаткин, С. С. Павловский, А. Ф. Игнащенко), расположенная на платформе будущего моста через реку Днепр, решена в современных формах, включающих витражи, облицовку сооружения инкерманским камнем и гранитом, а также скульптурные группы, облицовку керамическими плитками интерьеров. На станции «Днепр» большое значение уделено архитектурно-художественному оформлению, что нашло отражение в скульптурных композициях, выполненных скульпторами Кунцевич, Горовым, Коцюбинским и Кузнецовым.

Первый участок первой очереди Киевского метрополитена — результат большого творческого труда коллектива рабочих, инженеров, архитекторов завершен, трудящиеся Киева получили чудесный подарок ко дню годовщины Великого Октября. Третий по счету метрополитен Советского Союза — это еще один яркий пример заботы партии и правительства о благе нашего народа.

—————
Масленков И. Л. Архитектура станций и вестибюлей Киевского метрополитена // Метрострой. — 1960. — № 5.

Tags:

Leave a comment