AMY (81412) wrote,
AMY
81412

Categories:

Трехсводчатые станции из сборного железобетона (1986)

Трехсводчатые станции из сборного железобетона

В. Лысяк
, С. Иванчик, инженеры

Реализуя задачу экономии черных металлов, проектировщики и строители Киевского метрополитена проделали большую работу по созданию и внедрению новых типов станций из сборного железобетона. Впервые (1963 г.) сооруженная из него станция пилонного типа «Политехнический институт» состоит из трех параллельных тоннелей наружным диаметром 8,5 м, связанных между собой проходами шириной 3 м. В каждом кольце обделки (ширина — 0,75 м) в глухой части — 10 железобетонных блоков: восемь нормальных СК-1, смежный СК-2 и замковый СК-3. В проеме предусмотрена установка двух дополнительных блоков СР-1 и СП-1. У первых — срезанные борта, и при их установке в кольцах образуется продольная ниша, где бетонируется монолитная балка-перемычка. Такая конструкция предполагает работу балки-перемычки по трем схемам загружения:

• балки-перемычки боковых тоннелей включаются в работу при проходке среднего тоннеля на призабойном участке, предохраняя таким образом боковые от деформации;
• при сооружении монолитных пилонов балка воспринимает давление от двух полуколец и передает его на проемные;
• в стадии эксплуатации нагрузка передается с верхних полуколец проема через балку на готовые монолитные пилоны.

Строительство станции осуществлялось в такой последовательности: сооружение боковых тоннелей: бетонирование в них балок-перемычек: возведение среднего тоннеля: бетонирование в нем балок-перемычек: установка пилонов: раскрытие проемов. Необходимость бетонирования балок-перемычек в боковых тоннелях до проходки среднего продиктована стремлением увеличить его пространственную жесткость и тем самым уменьшить деформации при одностороннем снятии отпора во время проходки среднего тоннеля.

Дальнейшее развитие этого типа конструкций нашло свое отражение в проектировании и строительстве станции «Республиканский стадион», пущенной в эксплуатацию в 1981 г. Отличительная ее особенность (рис. 1) — применение сборного железобетона в конструкции пилонов и балок-перемычек. В кольце проемной части введен новый постоянный элемент — пилонный блок СП-46, ширина которого (0,75 м) позволяет монтировать его в кольце не нарушая общей технологии. Вес блока — 5 т. Марка бетона — 600.

Рис. 1.
Рис. 1.

Многопролетная балка-перемычка (рис. 2) состоит из отдельных элементов — балок Б-1 длиной З.75 м каждая. Стыки выполняются приваркой стальных накладок к закладным деталям. При монтаже балки крепятся болтами к блокам основной обделки. Чтобы обеспечить необходимое защемление крайних балок, в глухих кольцах установлены последовательно по три блока-пилона СП-46. Наличие в кольцах проемной части пилонных блоков, служащих опорами для многопролетной балки-перемычки, обеспечивает ее статическую работу на всех стадиях сооружения.

Рис. 2.
Рис. 2.

Временное заполнение проемных колец выполняется, как правило, из чугунных тюбингов кольца диаметром 8,5 м с применением клиновидных прокладок. Такая конструкция позволяет производить демонтаж и последующее использование чугунных тюбингов. Рассматриваемая схема пилонной станции позволяет полностью механизировать процесс монтажа основной обделки, практически исключить трудоемкие работы по возведению монолитных железобетонных конструкций, сократить сроки строительства.

В последнее время еще две станции подобного типа введены в эксплуатацию на участке Куреневско-Красноармейской линии: «Красноармейская» (рис. 3) и «Дзержинская» (рис. 4). Опыт их возведения подтвердил принципиальную возможность и целесообразность применения сборного железобетона в конструкциях трехсводчатых станций пилонного типа. Дальнейшее их совершенствование намечается по пути облегчения сборных элементов (одним из недостатков следует считать большой вес пилонного блока СП-46 и балки Б-1, что затрудняет их монтаж обычным блокоукладчиком). Первые шаги в этом направлении сделаны при проектировании станций Сырецко-Печерской линии Киевского метрополитена. Определенный интерес представляет конструкция станции «Мечникова». Ее пилоны состоят из спаренных блоков СП-46, расчлененных в свою очередь пополам (верхний и нижний) для облегчения монтажного веса элемента. Ограниченные размеры поперечного сечения балки-перемычки определили выбор ее материала — сталь марки ВСтЗГпс5.

Рис. 3.
Рис. 3.

Рис. 4.
Рис. 4.

Криволинейное очертание нижнего пояса балки-перемычки дает возможность увеличить высоту прохода и несколько видоизменить архитектурный облик станции. Практика проектирования и строительства трехсводчатых железобетонных станций глубокого заложения показывает, что замена дорогостоящего чугуна в их конструкциях — задача вполне реальная.

————————
Лысяк В., Иванчик С. Трехсводчатые станции из сборного железобетона // Метрострой: Информационный науч.-техн. сборник. — 1986. — № 3. — С. 10–11.

Tags: метро
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments