?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
«Вырлица» — новая станция киевского метрополитена (2006) - AMY
81412
81412
«Вырлица» — новая станция киевского метрополитена (2006)

«Вырлица» — новая станция киевского метрополитена

В. Н. Пивненко, начальник производственного отдела, ОАО «Киевметрострой»

Новая станция Киевского метрополитена «Вырлица» была введена в эксплуатацию 4 марта 2006 г. Она расположена на уже существующем участке Сырецко-Печерской линии метрополитена между ст. «Харьковская» и ст. «Бориспольская». Вначале «Вырлица» проектировалась и была построена как противопожарный высадочный комплекс.

Станция «Вырлица». Фото: Вадим Дзыгун (http://metropoliten.kiev.ua)
Станция «Вырлица». Фото: Вадим Дзыгун (http://metropoliten.kiev.ua)

Но согласно распоряжению Киевской городской государственной администрации от 01.02.2002 г. № 153 перед проектировщиками была поставлена сложная задача — перепроектировать высадочный комплекс в полноценную станцию. И эта задача была успешно выполнена. Кроме этого, согласно указаниям Киевской городской государственной администрации в связи со сжатыми сроками разработка проекта, рабочей документации и непосредственно строительство станции «Вырлица» выполнялись одновременно.

В процессе разработки рабочей документации и сооружения возникла необходимость выполнения ряда дополнительных работ. Так, в состав комплекса будущей станции метро были включены дополнительные служебные помещения, вследствие чего длина вестибюля увеличилась на 25 м. Была увеличена и высота служебных помещений боковых зон вестибюля с 2,7 до 4,325 м. Выяснилось также, что уровень воды в близлежащем озере Вырлица по сравнению с прошлым периодом возрос на 1 м. Это заставило для крепления котлована при возведении вестибюля вместо стальных свай применить «стену в грунте», которая стала несущими конструкциями вестибюля.

Выше перечисленные изменения привели к увеличению нагрузок от всплывания конструкций. Для предупреждения этого было предусмотрено использование пригруза за счет увеличения толщины лотковой плиты в боковых зонах вестибюля с 300 до 1300 мм, и стен с 300 до 500 мм, а также устройство верхней железобетонной плиты, конструктивно связанной со «стеной в грунте».

В связи с включением уже существующего пешеходного перехода в состав ст. «Вырлица» и использования его в дальнейшем как вход на станцию были предусмотрены следующие работы по его реконструкции:
  • устройство в зоне выходов крытых павильонов и дверных тамбуров с обогревом;
  • подъемников для инвалидов;
  • обустройство помещений, находящихся рядом с пешеходным переходом, для нужд метрополитена;
  • ремонт гидроизоляции и деформационных швов.

При разработке архитектурных решений значительное внимание уделялось современным требованиям по эксплуатации метрополитенов, применению новых долговечных облицовочных материалов, новым архитектурно-планировочным приемам.

«Вырлица» — станция мелкого заложения, колонного типа, береговая (размещение посадочных платформ по бокам станции) с одним подземным вестибюлем и противопожарным выходом. Длина платформы — 104 м, ширина — 4 м. Неординарность станции заключается в том, что в плане она размещается на кривой радиусом 1000 м. Для мирового метростроения это не является новостью, но для Киева — это впервые.

В большей степени архитектура (особенно ее платформенная часть) оказалась зависимой оттого, что «Вырлица» проектировалась вначале не как станция метро, а как высадочный комплекс. Это касается стены междупутья, выполненной из металлических труб для прокладки кабелей. Невозможность ее облицовки натолкнуло проектировщиков к решению оставить стену в том виде, как она есть. Трубы были выкрашены в серебристый цвет, а щели закрыты алюминиевым профилем голубого цвета. В составе стены междупутья лишь колонны облицованы белым мрамором. Вообще в интерьере станции много алюминия. Этот материал позволил создать богатую пластику поверхностей, например, потолок, выполненный в серебристом цвете над посадочными платформами, напоминает волны озера, наименование которого и присутствует в названии станции. Лавки на платформе изготовлены из перфорированного металла Харьковского завода им. Фрунзе. Их форма и цвет находятся в единой композиции с архитектурным оформлением всей станции.

Присутствующая на стенах смальта, гармонично сочетается с бежевым мрамором и зеленым гранитом. При этом узор на стенах, выполненый из зеленого гранита, плавно перетекает в узор пола,создавая таким образом единство стен и полов. А присутствующий светло-серый гранит лишь только подчеркивает и дополняет красоту и великолепие даной композиции Шутц-линия по краю платформы выполнена из керамической пузырчатой плитки. Она позволяет ориентироваться даже людям с ограниченными возможностями зрения.

Вестибюль и платформы соединяются между собой лестницами шириной 5,05 м каждая. Ступени облицованы гранитом. Дополнительно при лестницах были запроектированы и смонтированы лифты для пассажиров с физическими недостатками.

Отделка кассового зала несколько отлична от облицовки платформ. Акцентом тут служит торец кассового зала, выполненный из закаленного стекла с нанесенным на него рисунком. Такой прием позволил визуально расширить пространство. Кассовый зал плавно переходит в распределительный и далее в уже существующий переход. Это дало возможность устроить освещение в оригинальной необычной форме. Ломаные световые линии, как молнии над поверхностью бурлящего озера, разбегаются под потолком залов и сходятся в единой точке. Залы облицованы долговечными материалами украинских месторождений: стены — мрамором, а пол — гранитом. При этом рисунок полов отражает рисунок потолков.

На период строительства ст. «Вырлица», которая на то время была транзитной, работы, производимые на платформенном участке (облицовка колонн, электромонтажные работы в междупутевом пространстве, монтаж металлоконструкций, облицовка гранитом и мрамором платформ, устройство подвесных потолков и т. д.), велись только в ночное время после снятия напряжения.

—————
Пивненко В. Н. «Вырлица» — новая станция киевского метрополитена // Метро и тоннели. — 2016. — № 3. — С. 11.

Tags:

Leave a comment