?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Киевский метрополитен — 1964 - AMY
81412
81412
Киевский метрополитен — 1964
Новые станции Киевского метрополитена

И. Игнаткин, С. Килессо, архитекторы

Новый отрезок Киевского метрополитена — Вокзал — Политехнический институт — завод «Большевик» — соединяет центр города с индустриальным Октябрьским районом. Подземная трасса протяженностью 3,5 км дублирует Брест-Литовское шоссе — важную городскую магистраль с напряженным движением транспорта. Теперь, когда начали курсировать поезда метро, значительно улучшилось сообщение с новыми жилыми районами, заводами и крупнейшими институтами, расположенными в этой части Киева.



При строительстве нового участка успешно применены железобетонные тюбинги вместо чугунных, что позволило сэкономить более 12 руб. на каждом метре тоннеля. Впервые в мировой практике строительства метрополитенов была сооружена из сборных железобетонных конструкций станция глубокого заложения — «Политехнический институт». Она представляет собой три параллельных тоннеля, соединенных пилонами и проемами. Принятое конструктивное решение полностью себя оправдало и позволило сократить расход металла в пятнадцать раз, а также снизить общую стоимость строительства станции на 20—25% по сравнению с обычными решениями таких станций, сооружаемых из чугунных тюбингов.

Станция Киевского метрополитена «Политехнический институт»

Архитекторы Г. Головко, Б. Дзбановский, С. Иванов, М. Сыркин

Новой конструктивной схемой предопределено и архитектурное решение подземных залов станции, высота и ширина залов несколько меньше, чем на станциях, где применены чугунные тюбинги; ширина пилонов втрое меньше, чем на станциях первой очереди. Используя эти конструктивные особенности, авторы — архитекторы Г. Головко, Б. Дзбановский, С. Иванов и М. Сыркин — сумели найти для архитектурного решения станции простые легкие современные формы.


Центральная часть подземного зала


Панно на торцевой стене зала. Скульптор В. Бородай, архитекторы А. Краснянский, М. Голод

Расширяющиеся кверху пилоны, облицованные светло-серым, местами розоватым, мрамором — «газганом», имеют ниши со вставленными в них алюминиевыми решетками. Боковые стены в путевых тоннелях облицованы керамическими пластиками. Пилоны и стены завершаются архитравом с ажурным карнизом из часто поставленных на ребро пластинок, за которыми расположены люминесцентные лампы. Пол выложен квадратными полированными плитами красного гранита.

В архитектуре этого сооружения отражена тема, которая подсказана уже самими местоположением и названием станции. Содержание темы раскрывается и в мозаичном панно на торцовой стене зала. Барельефная фигура девушки вкомпонована в изображение серпа и молота. Лезвие серпа переходит в трассу космического корабля, летящего в лучах восходящего солнца. Общая композиция динамична, движение устремлено ввысь. Авторы панно — заслуженный деятель искусств УССР скульптор В. Бородай, архитекторы А. Краснянский и М. Голод. Созданный художниками монументальный образ с некоторой романтичностью отображает мечты и дерзания нашей молодежи, стремящейся овладеть вершинами науки.


Здание Управления Киевского метрополитена, в котором размещен надземный вестибюль станции. Архитекторы И. Масленков, Ю. Тягно

Наземный вестибюль станции занимает часть нового шестиэтажного здания Управления Киевского метрополитена, выстроенного на Брест-Литовском шоссе. Стены эскалаторного зала облицованы волнистым светлым шифером. Кассовый зал отделан пластиками.

Станция Киевского метрополитена «Завод «Большевик»

Архитекторы А. Добровольский, Б. Приймак, А. Малиновский, А. Черкасский

Подземный зал станции «Завод «Большевик» по конструкции отличается от других станций. Ширина пилонов (2,25 м) определила пропорциональные соотношения пространственных элементов зала. В качестве основного материала для отделки здесь использована цветная керамическая плитка. Пилоны расчленены горизонтальными полосами белого, серого, красного и желтого цветов.


Общий вид наземного вестибюля


Центральная часть подземного зала


Фрагмент зала


Панно на торцовой стене зала. Художник И. Литовченко

На карнизе, опоясывающем зал, начертаны слова, провозглашенные Программой КПСС: «Коммунизм, Мир, Труд, Свобода, Равенство, Счастье». На торцовой стене зала выполнено тематическое панно из керамической мозаики.

Промежуточный эскалаторный вестибюль облицован темно-синей керамической плиткой со светлыми вертикальными выступающими ребрами. Верхний эскалаторный вестибюль решен в таком же мотиве, но с оранжевым керамическим фоном.

Наземный вестибюль станции «Завод «Большевик» представляет собой отдельно стоящее двухэтажное здание, на первом этаже которого расположены кассовый и эскалаторный залы, а на втором этаже — кафе. Такая кооперация различных помещений позволила увеличить размеры сооружения и достичь его лучшего масштабного соотношения с окружающей застройкой. Здание отличается свежестью композиции и современным характером. Однако нельзя признать оправданным сплошное остекление стен первого и второго этажей. В этом чувствуется дань некой «архитектурной моде», примерами следования которой в Киеве можно назвать автовокзал и ресторан «Метро» на Крещатике. Подобные приемы в архитектуре этих зданий отнюдь не оправдали себя с точки зрения практической целесообразности.

Второй участок метрополитена уже прочно вошел в жизнь Киева. Общественность высоко оценивает творческий вклад, который внесли архитекторы своим участием в создании этой важной городской артерии.


————
И. Игнаткин, С. Килессо. Новые станции Киевского метрополитена // Архитектура СССР. — 1964. — № 7. — С. 39—41.

Tags:
Current Mood: busy busy

1 comment or Leave a comment
Comments
flackelf From: flackelf Date: March 21st, 2012 04:58 pm (UTC) (Link)
Станция "завод Большевик" это станция моего детства и юности. Я вырос на Сырце и это была ближайшая к Сырцу станция метро.Троллейбусы 22 и 21 соединяли с ней Сырец.Мне тогда это казалось большим расстоянием
1 comment or Leave a comment