?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Куренёвско-Красноармейская линия, 1977 год - AMY
81412
81412
Куренёвско-Красноармейская линия, 1977 год

Архитектура новых станций киевского метро

И. Масленков, архитектор

С пуском первого участка второй линии метрополитена Киев получил новую транспортную систему, состоящую из действующей Святошино-Броварской линии и нового участка Куренёвско-Красноармейской линии с пересадочным узлом в центральной части города.

Теперь 17 станций метрополитена находятся в эксплуатации, из них три на новом участке, соединившим центр города с большим промышленным и историческим районом — Подолом, расположенным в низинной части города и не имевшим до сих пор удобной транспортной связи.






Значение первого участка второй линии для города очень велико. И не только потому, что город получил новый участок самого удобного и современного транспорта. Значение его заключается еще и в том, что появилась возможность продлить линию метро в сторону Оболони — нового, современного жилищного массива с населением более 250 тыс. человек. Продолжение строительства этой линии — одна из самых неотложных задач, так как район Оболони, построенный на намывных грунтах пойменной части р. Днепр севернее Подола, также не имеет пока удобной транспортной связи. Автобусное движение здесь осуществляется по узким улицам старого города и далеко не полностью обеспечивает перевозку пассажиров. Даже недавно построенная трамвайная линия не намного улучшила положение — время, затрачиваемое на поездку п центр города, по-прежнему остается значительным.

Строительство метрополитена в сторону Оболони и продление линии в направлении Выставки достижений в народном хозяйстве настоятельно диктуется жизнью города: Куренёвско-Красноармейская линия в будущем, при полном своем развитии, свяжет отдаленные северные и южные части города — промышленные и жилые массивы, научные и учебные учреждения, большие спортивные комплексы. Дворцы культуры и кинотеатры, торговые центры и места массового отдыха и многое другое, что в основном определяет ритм большого города.

На новом участке длиной 2,3 км сооружены три станции: «Площадь Калинина», «Почтовая площадь» и «Красная площадь».


Станция «Площадь Калинина»

Станция «Площадь Калинина» возведена вместе с пересадочным узлом, соединяющим новый участок с ранее построенной линией (переход на станцию «Крещатик» Святошино-Броварской линии. проходящей с востока на запад и соединяющей левобережную и правобережную части города).

Место сооружения станции «Площадь Калинина» определило ее значение как главного транспортного узла — на площади Калинина сходятся основные городские транспортные магистрали: троллейбусные маршруты, связывающие крупные жилые и промышленные районы (такие, как «Сырец», «Виноградарь», направление в район Выставки достижений в народном хозяйстве, Печерский район и др.).

В планировочном решении подземного вестибюля станции учтены все условия, необходимые для нормальной работы и удобства пассажиров.



Станция «Площадь Калинина». Кассовый зал.

На станцию можно попасть с любого угла площади без пересечения с городским транспортом — четко разграниченные входы и выходы, предусмотренные из существующего под площадью подземного перехода, представляющего собой систему просторных коридоров с магазинами, киосками, кафе и т. п. и играющего роль своеобразного торгового центра.

Для лучшей ориентации и удобства пассажиров сооружен дополнительный распределительный коридор с тремя входами и витражами, объединяющими переход с кассовым залом. Отнесенные на значительное расстояние входы и выходы вестибюля четко разграничивают пассажиропотоки. Установка монеторазменников на выделенной зоне исключает пересечения пассажиров в кассовом зале. Этой же цели служит и сама форма вестибюля, решенная в виде веера с мягкими линиями закруглений стен на пути движения пассажиров.

Архитектурному решению подземного вестибюля, как и всей станции, придано особое значение. Четко решено внутреннее пространство, его форма, в работу включены и освещение н конструкции всего сооружения — балки перекрытия пролетом 14 м со светильниками, установленными между ними, не только зрительно подняли высоту зала, несколько заниженному по условиям строительства под площадью, но и позволили создать мягкое, льющееся сверху освещение. В отделке стен применен белый мрамор «коелга», отражающийся в темном граните пола. Декоративные решетки и кассовый блок выполнены из анодированного алюминия, четкий рисунок деталей и профилировка обрамлений позволили придать общему решению всего комплекса (вестибюль, станция и пересадочный узел) парадность и торжественность. Из кассового зала в эскалаторный зал пассажир попадает через широкий шестиметровый проем.



Станция «Площадь Калинина». Эскалаторный зал.

Эскалаторный зал, являющийся центральным в архитектурной композиции вестибюля, своей строгой формой, четким рисунком облицованных розовато-коричневым мрамором стен, декоративными решетками, мягким люминесцентным освещением купола усиливает впечатление парадности и торжественности.

Общее решение всего комплекса (вестибюля и станции — авторы: архитекторы И. Масленков (руководитель), М. Сыркин, Н. Коломиец при участии Ф. Зарембы) определилось также не только ее значением как главного пересадочного узла, но еще и тем, что станция как бы входит в ансамбль будущей главной площади города, которая к 60-летию образования Советского государства будет перестроена и получит новое архитектурное звучание.

На площади Калинина будут происходить празднования торжественных событий, парады, народные гуляния. И новое архитектурное решение всей площади будет парадное, торжественное. Композиционным завершением будет величественный памятник, посвященный Великой Октябрьской революции, с монументальной скульптурой В. И. Ленина.

Станция метро, названная именем замечательного государственного деятеля Советского Союза, органически связана единой композиционной темой, которая, по замыслу авторов, развивается последовательно (как бы по движению пассажиров) и завершается парадной композицией центрального зала станции.

Пройдя кассовый и эскалаторный залы, пассажир по наклонному ходу с четырьмя лентами эскалаторов попадает в просторный средний зал станции. От всех ранее построенных в Киеве станций метро «Площадь Калинина» (инженеры В. Лысяк, Н. Семёнова, М. Камина) выгодно отличается конструктивным решением, размерами; станция глубокого заложения колонного типа, с обширным центральным залом.



Станция «Площадь Калинина». Средний станционный зал.

Архитектурное решение станции построено на сочетании четких, красивого рисунка колонн, облицованных белым мрамором «коелга» с гладким облицованным красным гранитом полом. Завершением, объединяющим все композиционное решение, служит скрытое освещение зеркальными лампами, размещенное за венчающей частью колонн.

Общее впечатление торжественности и парадности всей станции усиливается облицованными мрамором «газган» путевыми стенами, на которых установлены четыре панно из кованой меди (художник А. Марчук).



Станция «Площадь Калинина».

Хорошо закомпонованные, четкого рисунка тематические панно, отражающие основные этапы развития нашего государства, органически дополнили общее решение. Завершает тему бронзовый барельеф М. И. Калинина, установленный на торце станции со стороны главного входа (скульптор, народный художник УССР А. Скобликов).

В противоположном торце станции находится пересадочный узел с четырьмя эскалаторами — переход на станцию «Крещатик» Святошино-Броварской линии.


Станция «Почтовая площадь»

Вторая станция — станция «Почтовая площадь» (первоначально имела название «Речной вокзал»), построена па Подоле, в районе Почтовой площади, речного вокзала и фуникулера, связывающего Правительственную площадь с Почтовой.

Эта станция мелкого заложения, колонного типа, с шагом колонн 4 м и шириной платформы 8 м, вызванной техническими условиями (архитекторы И. Масленков, Т. Целиковская при участии А. Крушинского, инженеры В. Штырхун, Л. Анатольев).



Станция «Почтовая площадь».

Станция имеет один подземный вестибюль, соединенный с подземным пешеходным переходом под улицей Жданова. Первоначальное название станции «Речной вокзал» определило общее архитектурно-художественное решение (цветовое решение, элементы декоративно-художественного оформления и т. п.). В процессе строительства были внесены в общее решение изменения, касающиеся декоративного оформления, в частности, в тематику панно на путевых стенах. В декоративной вставке кассового зала использованы мотивы древнего Киева (материалы на основе археологических находок), почтовая геральдика и т. п. Архитектура станции решена в светлой, радостной гамме: белый мрамор колонн в сочетании с синими керамическими вставками по всей высоте колонн, голубизна керамических плиток путевой стены, светящееся яркое сочное панно на тему древнего и современного Киева в торце станции (художники Ю. Кисличенко, И. Левицкая).

Светящийся потолок, тематическое панно из кованой меди (тех же авторов), резьба по мрамору в кассовом зале, хорошего рисунка вентиляционные решетки, широкая гамма мрамора на стенах вестибюля и лестницы, ведущей на станцию — все это позволило создать ее запоминающейся.

Станция «Красная площадь»

Станция «Красная площадь» (архитекторы: И. Масленков — руководитель, Т. Целиковская, Ф. Заремба и Б. Приймак) построена в районе улиц Героев Триполья, Верхний и Нижний вал (на Подоле) — в одном из самых древних районов города, ведущем свою историю с глубокой старины. Район славился издавна своими историческими памятниками. При проходке тоннелей метро было найдено много ценных исторических материалов, обогативших ранее имевшиеся данные о нашей истории. На базе последних археологических находок в районе станции метро будет сооружен подземный археологический музей.



Станция «Красная площадь».

Станция «Красная площадь» — колонного типа, мелкого заложения с двумя подземными вестибюлями. Длина платформы рассчитана на пятивагонный состав (при ширине платформы 10 м и шаге колонн 6 м). Несмотря на однотипность с другими станциями мелкого заложения, сооруженными на Киевском метрополитене, станции выгодно отличается от них — увеличение шага до 6 м позволило создать впечатление простора, платформенный зал станции как бы раскрылся, стал свободнее, шире. Ощущение свободного пространства усилилось стройными, тонкими колоннами, облицованными розовато-красным мрамором с вертикальными полосами (вставками) из нержавеющей стали, которые придали еще большую стройность колоннам.

Карниз из нержавеющей стали, венчающий путевую стену, облицованную мрамором «газган», объединяет все решение.

Удачно, по рисунку и тематике (на тему древнего Киева), выполнены декоративные панно на путевой стене. Станции создает приятное впечатление споим простором, светом, хорошо выполненными отделочными работами.


—————
И. Л. Масленков. Архитектура новых станций киевского метро. // Метрострой. — 1977. — № 1. — С. 20—22, ил.

Tags:

Leave a comment